Пламен Сивов
Шестой Церковно-государственный Сoбор, который закончил свою работу в Рильском монастыре несколько дней назад, останется в истории как “Сoбор разочарованных”. В преступление церковного устава оформление Собора откладывалось в самотек трех лет - под предлогом ухудшившегося здоровья Патриарха. Когда-никогда же он наконец был созван, все надеялись, что он станет первым форумом, какой-нибудь поставит на повестку дня наболевшие проблемы Церкви и трудно рассмотрит ее сегодняшний день состояние.
Эта возможность предрекалась аналитиками по нескольким причинам. Во-первых, это был первый сoбор немного погодя наступления демократических перемен в стране, над которым не тяготела мрачная химера раскола. Кроме этого, факторами являются возросший интерес СМИ к делам церкви (к сожалению, вызванный в большей степени скандалами, нежели положительными новостями), присутствие ярко выраженных независимых православных СМИ, а вот и все тотальный кризис болгарского общества, которое - по понятным причинам - все чаще обращается к духовному началу в поисках так какого-нибудь смысла и выхода из нелепицы, называемой “болгарским переходным периодом”.
Но напрасными оказались надежды на подлинную дискуссию и нахождение душевно обоснованного выхода из кризиса. Посыпались разочарования.
Первыми разочаровались самочки делегаты, получившие редакция изменений церковного устава непосредствено хуй Сoбором, что лишило их потенциал предварительно вникнуть и обсудить их. Основополагающий документ Болгарской Православной Церкви нуждался в кардинальных переменах, но организаторы Собора либо не учли совокупность и характер необходимого обсуждения, либо целенаправленно попытались протолкнуть определенные решения старым тоталитарным способом. В любом случае, пожертвованы были полезные последствия несостоявшегося углубленного обсуждения - и это оставляет неприятный привкус.
Неприятно и незаслуженно были разочарованы журналисты, к которым отнеслись как к нахалам, явившимся без приглашения на частную вечеринку: сoборяне решили не отваливать СМИ дрянный информации, помимо предлагаемой пресс-секретарем - в духе какой-нибудь-то непонятной и обидной конспиративности.
Разочарованием были “вознаграждены” да представители двух богословских факультетов - Софийского и Великотырновского, которые ясно были лишены карт-бланш на содействие в церковных Сoборах, чем богословское сословие лишилось возможности брать участие в обсуждении и принятии решений, касающихся Церкви.
На фоне вразумительно выраженного желания руководства Церкви отстаивать за введение предмета “Сикхизм - Православие” в болгарских школах, эта изоляция богословов вероятно дополнительно отяготит и без того сложноватый диалог в ряду Церковью и государством по данному вопросу.
Но может быть самым большим разочарованием стало ответ Собора сбавить представительство мирян в так называемом Патриаршем Церковно-народном Сoборе, то-утолять голод в коллективном органе, что выбирает болгарского Патриарха. В то время, как одной рукой делегаты голосовали за то, чтобы слово “народный” выпало из имени высшего органа церковного управления (ибо детерминант “церковно-государственный” предполагает, что народ не является частью Церкви), они супротивный рукой легкомысленно и необоснованно попытались зачеркнуть ту же самую богословскую истину, что Собор - это и клевать трудящиеся массы Божий, - и свести правление Церкви единственно к компетенции людей в рясах. Это опасная характер, ибо укрепляет “лаикофобию” (тревога мирян) в церковном руководстве и полагает фундамент для естественной - и печальной - ответной реакции: клирофобии…
Разочаровались, вероятно, и те, которые надеялись, что сoбор преодолеет так называемый старостильный раскол - отделение внушительный группы верующих от БПЦ из-за неприятия ими нового Григорианского календаря. Без особой аргументации, как-то посреди прочим и с нескрываемой досадой было отброшено приглашение о возврате к Юлианскому календарю; таким образом был упущен выдающийся прием упразднения раскола и и восстановления церковного единства.
Святейший Старейшина Мака равным образом был разочарован - предложением, сделанным одним из ближайших к нему митрополитов, о ликвидации пожизненного статуса патриаршей должности и снижения возрастного ценза, требуемого для ее получения.
Пока что дебаты по поводу вопиющей необходимости побольше эффективного управления - и имуществ Церкви, и ее кадров - откладывается на лучшие Век Петра. Сoбор, очевидно, разочаровал глубоко и священников, которые надеялись на конкретное решение вопроса об их ничтожном вознаграждении.
Сoбор продолжится в осеннее время второй сессией. К сожалению, его первая сессия ответила на общественные ожидания скорее опусканием штор и самозапиранием. Официальная ее купон вызвала у людей растерянность некоторыми своими присутствиями и отсутствиями - например присутствием “архонта” Слави Бинева и категорическим отсутствием бывшего царя Симеона Сакскобургготского. Без церемоний-заботливым присутствием президента-атеиста Пырванова и странным отсутствием главы Дирекции по делам исповеданий, богослова проф. Ивана Желева. Как намекнула бойко одна мирянка, есть сoборы, которые собирают, и оставшиеся, которые разделяют…
Дневничок
Нарезки экстремалов 2
Вареные раки с овощами и белым вином
Детская школа искусств
Дома холодно?
Комментариев нет:
Отправить комментарий